Когда знаменитому Антониони,
увлекавшемуся экзистенциализмом, надо было подобрать для места встречи
героев своего фильма совсем уж нестандартные декорации, выбор его
оказался безупречен. Герои встретились на крыше дома Мила, где сочные
архитектурные формы как нельзя лучше подчеркивали притупившиеся было
чувства. (Кстати, хороший фильм «Профессия: репортер», недаром ведь Джек
Николсон считает его чуть ли не главным достижением своей актерской
карьеры.) Итак, мы в Барселоне, в своеобразном районе Эшампле, с его
строго квадратными небольшими кварталами. Одно из архитектурных
требований здесь — скошенные углы зданий, которые обеспечивают лучшее
естественное освещение и вентиляцию. На чётной стороне проспекта
(проезда) Грасия под номером 92 и расположен дом Мила, шедевр
каталонского архитектора Антони Гауди-и-Корнета. Здание напоминает глыбу
застывшей лавы, в которой прорублены пещеры, поэтому барселонцы часто
называют его «Ла Педрера» (в переводе — «каменоломня»). Дом считается
вершиной модернистской архитектуры. Часто возле здания можно заметить
будущих архитекторов с огромными папками эскизов — для студентов вся
Барселона вообще является архитектурной Меккой. Отсутствие углов Гауди
возвел в абсолют: волнистые наружные стены задают прихотливый стиль
здания, вся внутренняя планировка тоже самобытна донельзя: в доме нет
ровных коридоров, отсутствуют прямые углы и одинаковые комнаты.
Стены-перегородки можно перемещать по усмотрению хозяев, потому что
здесь нет несущих стен, вся масса здания опирается на колонны. Толком
сфотографировать здание довольно тяжело, с прилегающего к нему тротуара в
кадр мало что попадает, издалека тоже плохо. Я уже было плюнул на это
дело и решил напоследок сделать снимок из окна поворачивающего на
перекрестке автомобиля. И надо же, фасад дома получился намного лучше,
чем на других снимках, даже видны уникальные кованые ограждения
балконов, которые создал Жузеп-Мария Жужоль. Здание выглядит шикарно и с
высоты птичьего полета, видите эти округлые формы на крыше? Это не
бассейны, как можно было бы предположить, это патио. По замыслу Гауди,
естественный свет должен был попадать в каждую комнату, даже в комнаты
прислуги. Ради этого пришлось сделать не один, а целых три внутренних
дворика (patios interiores), естественно, разной формы. В 1984 году дом
Мила был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (кстати, первым из
человеческих творений XX века). А это значит, что приоритетными задачами
по отношению к этому памятнику являются сохранение и популяризация в
силу их особой культурной и исторической значимости. С 2010 г. домом
Мила владеет сберегательный банк «КаталуньяКайша» (просто СХ, или
полностью «Кайша Каталунья Таррагона Манреса»). Одна из квартир внизу
переделана и используется банком как выставочный зал. Посетителей водят
на крышу здания и в одну из квартир на последнем этаже, специально
обставленную мебелью начала двадцатого века. А остальные помещения
занимают офисы или квартиры каталонцев. Вот бы пообщаться с тем, у кого в
доме нет ни одного прямого угла, да расспросить об ощущениях!
Комментариев нет:
Отправить комментарий