четверг, 5 апреля 2012 г.

О, Бильбао!

На этот раз – Бильбао. Главный город Страны Басков и провинции Бискайя. Он был основан в 1300 году и постепенно превратился в крупный морской порт Испании. Через него осуществлялся экспорт шерсти, а позднее шла торговля с испанскими колониями в Америке. Позже город испытал упадок, и только промышленная революция снова вызвала Бильбао к жизни – Европе была нужна железная руда, а также устрицы, сардины и камбала, которых здесь хоть «залив пруди». Бильбао некогда славился запасами железной руды.

Кратко введу в курс дела. Страна Басков, она же Эускади, или Баскония, – автономная историческая область на севере Испании, у Бискайского залива, с населением более двух миллионов человек и территорией под стать – около семи тысяч квадратных километров. Кстати, недалеко от мятежной Ла-Рошели, которую многие помнят благодаря Дюма. К Стране относятся провинции Алава, Бискайя, Гипускоа и часть Наварры в Испании, а во Франции – Лабур и Суле. «Маленькая страна», в выражениях Наташи Королевой, упорно боролась за свою независимость с вестготами, арабами и т. д. С конца ХI века Страна Басков входила частично в королевства Наварры и Кастилии, а с XV века - в состав единого испанского государства. После победы в Испанской республике Народного фронта в 1936 году был образован автономный район Страна Басков, который вскоре оккупировали войска Франко. Страна Басков стала одним из очагов активного сопротивления франкистскому режиму. Область дважды лишалась автономии, и считается, что сильные сепаратистские движения в ней возникли именно в результате этого.

Не все помнят, что баски живут еще и во Франции (и в Латинской Америке тоже). Поэтому интересно посмотреть на ситуацию с баскским языком именно в соседней стране. Во Франции язык басков распространен на юго-западе страны, в департаменте Атлантические Пиринеи параллельно с французским языком, и считается языком «вне группы». Он изучается в школах Экс-ан-Прованса и Бордо, а также в двух французских университетах все того же департамента. Баскский язык, наряду с бретонским, каталанским, окситанским, во Франции относится к региональным, то есть таким, которые существуют параллельно с государственным, не являются предметом обучения в начальной школе и используются в неофициальном общении (ну, в семье, конечно, в бытовых ситуациях, во время празднеств). Баскский язык во французской школе могут преподавать факультативно в объеме одного часа в неделю (интересно, можно ли вообще что-то выучить при такой скорости, если при экзамене на степень бакалавра язык басков считается все-таки иностранным).

Чем же знаменит Бильбао? Город состоит из старой части на правом берегу реки и новой, конца ХIХ века, на левом берегу. Обе части соединены несколькими мостами. В Бильбао есть свой аэропорт и новое метро, открытое в 1995 году. В августе в Бильбао проводится так называемая Большая неделя корриды. В Бильбао родился писатель и философ Мигель де Унамуно. Город известен своим иезуитским Университетом Деусто, основанным в позапрошлом веке. А еще в одном из музеев находится коллекция археологических находок, относящихся к истории басков.

Панорама Бильбао не отмечена каким-нибудь всемирно известным силуэтом, пронзающим небо на радость толпам приезжих. Пейзаж близок к индустриальному, да иначе и быть не могло – город рос и развивался как промышленный центр, не особенно думая о красоте. И только сейчас, становясь туристической меккой, город стал украшать себя модерновой архитектурой, задумываться об эстетичности и оригинальности. Бильбао расположен в долине реки Нервион (местное название менее благозвучно – Ибаисабаль), которая своим широким изгибом разнообразит окрестности, но отнюдь не довлеет над городом. Течет тихо и незаметно, как Шпрее в Берлине, зажатая более знаменитыми берегами, не успевая отражать в воде архитектурные жемчужины. Мосты через Ибаисабаль, которые, наоборот, по-современному броские, мечтают о славе Карлова моста через Влтаву. Пражские мосты красивы в любую погоду, даже в туман, но только не ночью, когда темно.

Архитекторам Бильбао удалось исправить и этот недостаток. Вечерняя прогулка по светящемуся мосту надолго запомнится вам! Под ногами струится теплый молочный свет, мягкая обувь бесшумно касается подсвеченных стеклянных блоков мостовой, темные силуэты ног, как крылья ночной птицы, с легким шорохом разгоняют лунное серебро, которое плещется внизу. Тем, кто видел, как светится настоящий белый фосфор, легко представить эту картину. Яркий свет под ногами отвлекает от происходящего вокруг, поглощает внимание и затягивает. Не замечаешь ни фонарей набережной, ни плеска речной воды, оказавшейся где-то далеко внизу, на самом дне. Кажется, вот-вот ноги промокнут в этой фосфоресцирующей лунной луже. Вообще, мосты в Бильбао либо гармонируют своими неустойчивыми рублеными формами с силуэтом Музея Гуггенхайма, либо тонки и ажурны, как конструкции Шухова, который умел составлять из прямых стальных фрагментов изящные кривые поверхности.

Мой вам совет: выбирайте маршруты пеших прогулок по Бильбао обязательно вдоль реки, по набережным и через мосты – увидите множество необычных ракурсов и получите представление о разнообразии города. Вечерняя прогулка, как вы уже догадались, обязательна, вас ждет множество сюрпризов. И дело вовсе не в адреналине, хотя, если все-таки решитесь пройтись, можете дома похвастать перед неискушенными слушателями, как разгуливали ночью по Стране Басков.

Пройдитесь вдоль реки по университетской стороне, чтобы насладиться необычным зрелищем. На другом берегу, между Музеем Гуггенхайма и рекой, есть несколько газовых факелов. Большую часть времени они бездействуют, но периодически оживают и, громко сопя, резко выбрасывают ввысь огромные огненные облака желтоватого пламени. Прежде чем растаять в темноте, язычки успевают отразиться в титановой ряби на стенах музея и вызвать восхищенные вздохи свидетелей. Следующего появления этих «шаровых молний» приходится ждать долго – цирковой факир к следующему своему трюку готовится неторопливо. А когда терпение зрителей уже иссякает, баскский Змей-Горыныч снова являет себя в ночи и резко выдыхает всеми своими головами. Площадка, по-моему, не огорожена, поэтому не советую в темноте совать руки в незнакомые трубы вблизи Гуггенхайма и даже стоять поблизости от них.

Пущей загадочности добавляет ночью особое устройство набережных в Бильбао – вода бьется не в гранит, как это принято в большинстве случаев в мире, а в хитросплетения деревянных свай и опор, расположенных под асфальтом набережной. Этот темный надводный этаж вдоль берегов и в солнечный день мрачен, что уж говорить о ночи! Из глубины доносятся таинственные всплески, что-то хлюпает и урчит. Не Шотландия, но Несси где-то рядом. На вопрос, зачем нужно такое мрачное средневековье, местные жители отвечают просто: для борьбы с паводками. Между прочим, старая часть Бильбао сильно пострадала от наводнения в 1983 году, но теперь восстановлена. Логику понять можно. Чем быть сметенным водой, лучше изредка выслушивать по ночам душераздирающие звуки, когда волна, поднятая моторной лодкой, дробится в темных пещерах и распугивает там сказочную фауну.

Яркий образчик такой фауны увековечен в скульптуре, сплетенной из ярко-зеленой лозы. Этот «динозавр», как я его окрестил, стоит в городском сквере и очень нравится местной детворе. Позировать автору мог и гусь, но уж больно радикальный цвет наталкивает на мысль о доисторических животных. Городской сквер примечателен не только этим. Пройдитесь по бульвару Хосе Ансельмо Клавэ, который окаймляет сквер. Прогулка вам запомнится целым рядом пипиканов. Это такие посыпанные песочком, огороженные и запертые на замок беседки, куда выводят для отправления естественных надобностей цивилизованных собак. Требуются еще совок с длинной ручкой и метелка (для удобства хозяев). Ключи от пипиканов только у хозяев, уплативших налоги на живность, чтобы никто другой не смог воспользоваться. Казалось бы, зачем нужна такая стерильность? Оказывается, нужна. Я уже писал, что баски очень уважают спорт во всех его проявлениях. Жители Бильбао – не исключение. Идеально чистые дорожки городского сквера оккупированы любителями бега трусцой в любое время суток – утром, днем, поздним вечером. Специально не проверял, но подозреваю, что ночь - не исключение. Физкультурников очень много (особенно вечером, после окончания рабочего дня), бегают плотно, упорядоченно, и все одеты в белое – здесь так принято. Представляете, какой был бы конфуз, если бы в сумерках с кроссовок бегущего впереди сорвался какой-нибудь кусочек собачьих экскрементов! А вы говорите! Вот для этого и нужны налоги и пипиканы :)

Жемчужина туристического Бильбао – конечно же, здание Музея Гуггенхайма. Приставка «много» - самая подходящая для описания в данном случае. Многоплановость, многомерность… Не холодный серый блеск стали, а смягченные титановые блики. Днем солнечно-желтоватый, этот металл в сумерках и ночью напоминает зеркала, окружающие костер. Каждая искорка городских огней вспыхивает в нем, как будто великан достал волшебное огниво и пытается раскурить трубку. Сказку эту породил американский архитектор Фрэнк Гери, который известен использованием смелых решений и угловатых форм. Его фирменный стиль хорошо заметен в здании Музея мебельного дизайна Витра в германском городе Вайле-на-Рейне. Игривая конфигурация Музея Витра – это массив геометрических форм, соединяющихся под необычными углами так, что кажется: они борются друг с другом. Можно уверенно сказать, что германский проект Гери - это предтеча музея в Бильбао. Гери известен не только проектами частных жилых домов, он заслужил еще и общественное признание за свои вызывающе оригинальные проекты. Среди наиболее известных зданий Гери – студенческий городок Юридической школы Лойола в Лос-Анджелесе (еще не забыли?) и здание Калифорнийского аэрокосмического музея.

Музей Гуггенхайма в Бильбао открылся в октябре 1997 года. Он расположен прямо на берегу реки и резко контрастирует с промышленным пейзажем Бильбао. Изогнутые формы здания кажутся еще более необычными из-за специальной обработки внешних титановых панелей. Архитектор не поленился привнести диссонирующие возможности угловатых, вступающих в противоречие плоскостей, ярких цветов, рифленого металла и простых строительных материалов. Говорят, критики от архитектуры считают этот музей настоящим шедевром. Здание описывают по-разному: кому-то оно напоминает корабль, кому-то – цветок из металла, грубо отлитый из мягкого и теплого титана. При сооружении использовано два основных материала – родной испанский известняк и покрытие из титановых пластин. Дизайн проектировали с использованием продвинутых компьютерных моделей. Всего в музее около 20 галерей. Смелое использование материала, пространства и формы потребовало и соответственно пышной церемонии открытия. Приезжал сам король Хуан Карлос I. На открытии музея были выставлены Пабло Пикассо и Василий Кандинский. По замыслу, музей финансируется местными властями, а управление ведет Фонд Соломона Р. Гуггенхайма. В его ведении находится два нью-йоркских музея и коллекция Пеги Гуггенхайм в итальянской Венеции. Выставки и экспонаты попеременно выставляются в этих музеях.

Рядом с Музеем Гуггенхайма стоит (или, точнее, сидит) еще одна достопримечательность, которую можно впопыхах не заметить – добродушная огромная собака, составленная из живых цветов. В холке песик неслабый – в четыре человеческих роста. Окраску цветов подбирают не случайную – малиновым раскрашивают язычок, темным рисуют пуговку носа, размашисто подводят глаза. Вначале долго рассматриваешь собаку, а потом в голову приходит вопрос, а как же им удается сохранить свежесть цветов. В голову лезут какие-то сложные оросительные системы, но рассмотреть сложную технику внутри цветочного каркаса не удается. И вдруг замечаешь, как цветы качаются на ветру. Но не все. Это настораживает. Ни с того, ни с сего несколько цветов сами по себе втягиваются внутрь собаки. Совсем непонятно! Может, балуются мальчишки? Но как они тогда попали вовнутрь? И здесь до меня, как до жирафа, доходит: это же садовники! Как они «освежают» собаку, рассмотреть не удалось, было мало времени. Но они наверняка знают какой-то хитроумный способ.

Что важно для туриста? Умение ориентироваться в незнакомой обстановке. В Бильбао ориентироваться проще простого. Для этого ищите глазами высоко взметнувшийся памятник Святому Сердцу (Monumento al Sagrado Corazón), который стоит на одноименной площади (нашему уху более привычно фрацузское название Сакре-Кёр). От него в южном направлении уходит проспект Сабино Арана, а восточном – Гран Виа де дон Диего Лопес де Аро, в просторечии сокращаемая до Гран Виа. Это и есть основной туристический ориентир. Когда смотришь на планы Бильбао, город кажется огромным. Это потому, что правильно выбран масштаб. Да и туристу приятно, все детально нарисовано, а обошел весь город и ни капельки не устал. Посередине Гран Виа находится площадь Моюа (Plaza Moyúa), аналог парижской Этуаль. Здесь пересекаются четыре дороги, давая восемь лучей. На площади заметны входы в метро, сделанные в виде уходящих в землю прозрачных труб с кольцевой металлической арматурой. Говорят, этот общегородской стандарт очень продуман и даже получили какую-то архитектурную премию. Жители Бильбао гордятся этим и на картах обозначают станции метро не банальной буквой М, а символическим обозначением этих прозрачных кишок – тремя сдвинутыми колечками. Оригинально, и к тому же остается в памяти туриста.

В заключение, для тех, кто хочет чего-нибудь особенного, с удовольствием привожу сложный рецепт баскской кухни (начинать готовить не менее чем за 26 часов до трапезы). Попробуйте! Итак:

КРОЛИК ПО-БАСКСКИ
На 6 порций

Продукты:

- Для основного блюда:

1 кг мяса кролика без костей,
60 мл растительного масла,
3 средние луковицы (нарезать кубиками),
3 очищенные моркови (нарезать ломтиками),
3 больших помидора (очистить от кожицы и семян, нарубить)
1 стакан куриного бульона (сварить согласно приведенному далее рецепту),
2 стакана белого вина (рекомендую все-таки местную «Риоху», благо эти марки появились у нас),
1 стакан бренди,
1 чайная ложка соли,
1 чайная ложка черного перца,
1 чайная ложка листьев (подчеркиваю: листьев !) чабреца.

- Для гарнира:

1,5 стакана коричневого риса,
3 стакана куриного бульона (смотри выше),
1 испанская луковица,
1,5 стакана (по объему) листьев шпината (поплотнее их в стакан, пожалуйста),
3 столовые ложки сливочного масла,
1 стакан (по объему сыра фета).

- Для бульона:

650 г куриных костей с мясом,
1,7 л воды (холодной),
2 небольших стебля (черешка) сельдерея,
2 небольшие моркови (крупно нарубить),
1 небольшая луковица (крупно нарезать),
1 чайная ложка соли,
2 небольших ростка свежего чабреца,
2 небольших ростка майорана,
4 зерна перца,
1 лавровый лист,
4 веточки петрушки,
1 небольшой лук-порей
(все пряности, перечисленные здесь после соли, завяжите вместе в марлю).

Приготовление бульона:

Положите кости в небольшую кастрюлю. Влейте воду и сразу положите оставшиеся продукты, доведите до кипения и тушите, не накрывая, 3-4 часа (образующуюся пену снимайте). Отделите жидкость, процедите через мелкое сито, остудите и снимите весь жир с поверхности. Бульон используйте в охлажденном виде не ранее чем через сутки.

Приготовление кролика:

Промойте мясо кролика и обсушите его. В большой сковороде разогрейте растительное масло и обжарьте мясо. Добавьте лук, морковь и жарьте на сильном огне при постоянном помешивании (небось видели, как это делают в китайских ресторанах), пока овощи не станут мягкими. Достаньте мясо, а в сковороду добавьте бульон, помидоры, вино, бренди и специи, сделайте из смеси пюре. Верните мясо кролика в эту смесь и тушите 45 минут. К столу подавайте с рисом.

Приготовление риса:

Положите рис в куриный бульон, доведите до кипения. Накройте и варите на медленном огне до готовности риса. Тем временем порежьте лук маленькими кубиками, промойте и порежьте шпинат. Разогрейте сливочное масло в сковороде, положите лук и жарьте на сильном огне при постоянном помешивании до полуготовности. Добавьте шпинат и быстро его обжарьте. Когда рис будет готов, слейте избыток жидкости, добавьте луковую смесь вместе с сыром и сразу подавайте к столу.

На иллюстрациях (слева направо):
1. Плетеный "Динозавр".
2. Музей Гуггенхайма.
3. Цветочная клумба перед музеем.
4. Памятник Святому Сердцу

Комментариев нет:

Отправить комментарий